Web-форум "Фантастика"_ _Алексей Мась _
Лист_ _Темы
Сергей Цветков 'Акт творения'
( Виртуальная мастерская )
 
Предыдущий лист 1 Июн 99 - 22 Мрт 04 Следующий лист

Украинская баннерная сеть


_добавить новое сообщение _

 Мастерская 'Третья сила'  1 Июн 99  14:57   Cообщение № 3573   Отклик   Редакт.
 Тема:  Сергей Цветков 'Акт творения'
 Заголовок:  Несостоявшийся акт творения
На очередном заседании Творческой мастерской фантастики
"Третья сила" (23 мая) был обсужден представленный в Виртуальную
мастерскую рассказ "Акт творения". Главным недостатком рассказа,
по общему мнению, является банальность темы, которую
подчеркивает неудачное исполнение. Творение мира неким
нечеловеческим (богоподобным, инопланетным) существом уже много
раз изображалось в фантастике: Мультвак в "Последнем вопросе" Азимова, некто в "Единственном решении" Рассела,
конструкторы-подрядчики в "Координатах чудес" Шекли, Трурль у
Лема и т.п. "Акт творения" не добавляет к этой теме ничего
нового, как в философском, так и в художественном плане.
М.Назаренко заметил, что, поскольку читателю с самого начала
ясно, что Малыш именно создает мир за шесть "дней", большая
часть рассказа не несет абсолютно никакой информации - ни
познавательной, ни эстетической. Внимание, таким образом,
переносится на финал, но и он не содержит парадокса новизны.
Е.Каленюк, В.Лишанская, М.Назаренко подчеркнули неправ-
доподобность центрального (единственного!) образа рассказа.
Маленький ребенок не будет создавать своему двойнику
"подружку" - дети играют со сверстниками своего пола. Ребенок не
будет, уходя на ужин, разрушать то, что строил целый день.
Неправдоподобно, что Малыш все еще остается малышом, если
"все его товарищи по детским забавам давно уже стали взрос-
лыми". На детской площадке он "впервые почувствовал себя
одиноким" - как соотносятся "давно" и "впервые"? Наконец,
концовка рассказа настолько надуманна, что автор оказался
вынужден выделить разрядкой слово "черт", хотя Малыш явно не
сделал на нем акцента.
Язык рассказа бледен, даже банален, лишен образности.
Текст малого объема не может держаться на голой фабуле, сама
его фактура дожна быть значимой, плотной. Мы следуем за
Малышом, видим всё его глазами, - рассказ становится как бы
несобственно-прямой речью героя. Но автор использует такую
лексику, которая чужда ребенку: "товарищи по детским забавам",
"раскинулась водная гладь", "растительность" (для Малыша это
"зелень", "травка", но не "растительность"!), "бо-
роздят пучину рыбы", "идея была настолько проста и дерзка",
"разрозненные клочки суши" и т.п. Автор использует готовые
блоки - слова и словосочетания, - поэтому читатель НЕ ВИДИТ
новый мир, который создается на его глазах. Инерция штампа
подменяет собой "остраненное" детское зрение. Возможно,
рассказ был бы сильнее, если бы Малыш не называл
свои творения прямо (ведь для него сотворение внове) и
читатель, таким образом, только в конце открыл бы истину.
Стилистические шероховатости начинаются с первых же
строк. "После обеда у них было время игр, но на игровой пло-
щадке было пусто": дважды повторяется "было"; однокоренные
слова "игр" - "игровой" находятся рядом. "(...) товарищи по
детским забавам давно уже стали взрослыми, лишь он все еще
ходил в детях": однокоренные слова "детским" - "детях".
"Акт творения" нуждается в кардинальной переработке
(хотя и она вряд ли поможет). Общее мнение - к сожалению,
первый рассказ, который номинационная комиссия представила
для обсуждения, вряд ли его достоин.
  |  


Предыдущий лист 1 Июн 99 - 22 Мрт 04 Следующий лист
Web-форум "Фантастика"_ _Алексей Мась _